students
 

 

 

"Если бы молодость знала, если бы старость могла..."

Проблема студентов и преподавателей, как отцов и детей, важна и актуальна во все времена. "Если бы молодость знала, если бы старость могла..." Как передать свои знания и опыт - проблема преподавателя. Как пользоваться этими знаниями - задача студентов. Обо всём этом наша беседа с Алексеем Ивановичем Кубарко, профессором, заведующим кафедрой нормальной физиологии.

- Алексей Иванович, мне известно, Вы бывали во многих странах. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Действительно, около десяти лет назад у нас появилась очень хорошая возможность побывать за границей и не только сравнить, понять, где и на каком мы уровне мы находимся, но и, поняв это, предпринять что-то существенное, а где-то и порадоваться за себя. Мне повезло, я был участником многих симпозиумов, конференций, посетил немало медицинских университетов, факультетов. Ко всему прочему, в течение трёх лет мне пришлось работать в Комитете ВОЗ при Европейском бюро. Естественно, появилась возможность наладить контакты, заключить договоры о сотрудничестве. приятно, что и по сей день очень эффективно мы сотрудничаем с японскими университетами в г. Нагасаки и г. Акита. Также можно отметить договоры с медицинскими факультетами университетов в г. Лондоне (Канада) и Питтсбурге (США).

- Отличается ли учебный процесс за границей?

- В каждой стране есть свои особенности. Но повсюду самое главное требование к медицинскому образованию - оно должно быть нацелено на решение конкретных задач здравоохранения. Что касается учебного процесса, то классический подход, который принят у нас, - лекции и практические занятия, - в некоторых странах соблюдается в меньшей степени. Больший акцент делается на семинарские занятия, на то, что побудить студента самого искать ответ на вопросы. Преподаватель выступает тогда не в качестве школьного учителя, который всё объяснит, а как консультант. И студент будет консультироваться у него по тем вопросам, ответы на которые не смог нигде самостоятельно найти. Такой подход активно используется за рубежом и у нас тоже. Многое зависит от преподавателя.

-Не приходилось ли Вам работать со студентами в других странах? Отличаются ли они от наших?

- Приходилось: и заниматься с ними в группах, и лекции читать. Сравнивать же достаточно сложно, ведь всюду своя культура, традиции, привычки. Но первое, что бросается в глаза, к примеру, при контакте с японскими, немецкими, африканскими студентами, что они очень много работают. В 8 утра они уже в университете, а уходят из библиотек, лабораторий чуть ли не в 12 ночи. Удивительно много студентов в библиотеках. Когда к нам приезжают иностранцы, они недоумевают, "Почему у вас так мало студентов в библиотеках"?

- Как считаете, с чем это связано?

- Я думаю, литературы в последние годы стало достаточно. Скорее всего, наш студент замкнут на изучении учебника, продолжает делать то, чему научили в школе - прочитать от одной странице до другой, которые указаны. А вот если он сам будет стремиться искать ответы на вопросы, сам пытаться глубже вникнуть в проблему, то невольно пойдёт в библиотеку. В одном учебнике ответа на все вопросы не бывает. Наверное, на эту проблему стоит смотреть шире. В мои студенческие годы студентов в библиотеках было больше, а психология преподавателя с тех пор не столь сильно изменилась.

- Изменились студенты?

- Да, вероятно. Мне кажется, число активных студентов, которые сами стремятся глубоко познать предмет, уменьшается. Было бы очень хорошо, если бы я ошибался. Боюсь интерпретировать запросы молодых людей, но то, что образование и его глубина далеко не на первом месте сегодня среди общественных ценностей у молодёжи, действительно правда, к сожалению. Хотя это не касается всех.

- Не все такие студенты?

- Безусловно! Есть и очень толковые ребята, и, может быть, ради них не потерялся ещё смысл педагогам работать, совершенствоваться, постигать что-то новое. Однажды, беседуя с профессором одного из университетов США, я услышал такую фразу: "Знаете, мы - счастливые люди: наши студенты очень активные, они хотят учиться. Они многим интересуются, очень многое спрашивают. Мы, как педагоги, чувствуем свою значимость, что мы нужны студенту не для побуждения к учёбе. Мы - помогаем!" Ведь для педагога самое главное - это хороший ученик, которому можно передать свои знания, видеть, как он их впитывает, как он сам растёт. Это ведь результат нашего труда.

- Алексей Иванович, если бы у вас была возможность с уже приобретённым опытом вернуться в студенческие годы, что бы Вы сделали по-другому? Подскажите молодёжи!

- Если бы такое чудо случилось, то я познавал бы медицину ещё больше. В принципе, я был неплохим студентом, но жизнь показывает, что если что-то не успел в своё время познать и хочешь стать настоящим профессионалом, то упущенное наверстать очень сложно. И часто сожалеешь: ах, вот если бы вернуться назад, я бы всё намного глубже познавал. Безусловно, всё это нужно пережить самому. Возможно, что выдвижением других ценностных ориентиров, чем нынешние, переносом акцентов на то, что более важно в будущей профессиональной работе, можно будет побудить у студентов интерес к учёбе. Должна создаться сама атмосфера потребности в знаниях.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям "Веснiка БДМУ"?

- Одно из пожеланий всем нам, педагогам, - видеть в аудитории побольше студентов, которые приносят рабость. Пожелание студентам - чтобы у них было больше таких преподавателей, с которыми приятно работать, от которых можно получить не только знания, но и видеть в них своих помощников, людей, которые с удовольствием могут поделиться своим опытом.

Из Веснiка БДМУ

 


 

 


Hosted by uCoz