Интервью
с А.И.Кубарко
"Если
бы молодость знала, если бы старость могла..."
Проблема
студентов и преподавателей, как отцов и детей, важна и актуальна
во все времена. "Если бы молодость знала, если бы старость могла..."
Как передать свои знания и опыт - проблема преподавателя. Как пользоваться
этими знаниями - задача студентов. Обо всём этом наша беседа с Алексеем
Ивановичем Кубарко, профессором, заведующим кафедрой нормальной
физиологии.
-
Алексей Иванович, мне известно, Вы бывали во многих странах. Расскажите,
пожалуйста, об этом подробнее.
-
Действительно, около десяти лет назад у нас появилась очень хорошая
возможность побывать за границей и не только сравнить, понять, где
и на каком мы уровне мы находимся, но и, поняв это, предпринять
что-то существенное, а где-то и порадоваться за себя. Мне повезло,
я был участником многих симпозиумов, конференций, посетил немало
медицинских университетов, факультетов. Ко всему прочему, в течение
трёх лет мне пришлось работать в Комитете ВОЗ при Европейском бюро.
Естественно, появилась возможность наладить контакты, заключить
договоры о сотрудничестве. приятно, что и по сей день очень эффективно
мы сотрудничаем с японскими университетами в г. Нагасаки и г. Акита.
Также можно отметить договоры с медицинскими факультетами университетов
в г. Лондоне (Канада) и Питтсбурге (США).
-
Отличается ли учебный процесс за границей?
-
В каждой стране есть свои особенности. Но повсюду самое главное
требование к медицинскому образованию - оно должно быть нацелено
на решение конкретных задач здравоохранения. Что касается учебного
процесса, то классический подход, который принят у нас, - лекции
и практические занятия, - в некоторых странах соблюдается в меньшей
степени. Больший акцент делается на семинарские занятия, на то,
что побудить студента самого искать ответ на вопросы. Преподаватель
выступает тогда не в качестве школьного учителя, который всё объяснит,
а как консультант. И студент будет консультироваться у него по тем
вопросам, ответы на которые не смог нигде самостоятельно найти.
Такой подход активно используется за рубежом и у нас тоже. Многое
зависит от преподавателя.
-Не
приходилось ли Вам работать со студентами в других странах? Отличаются
ли они от наших?
-
Приходилось: и заниматься с ними в группах, и лекции читать. Сравнивать
же достаточно сложно, ведь всюду своя культура, традиции, привычки.
Но первое, что бросается в глаза, к примеру, при контакте с японскими,
немецкими, африканскими студентами, что они очень много работают.
В 8 утра они уже в университете, а уходят из библиотек, лабораторий
чуть ли не в 12 ночи. Удивительно много студентов в библиотеках.
Когда к нам приезжают иностранцы, они недоумевают, "Почему у вас
так мало студентов в библиотеках"?
-
Как считаете, с чем это связано?
-
Я думаю, литературы в последние годы стало достаточно. Скорее всего,
наш студент замкнут на изучении учебника, продолжает делать то,
чему научили в школе - прочитать от одной странице до другой, которые
указаны. А вот если он сам будет стремиться искать ответы на вопросы,
сам пытаться глубже вникнуть в проблему, то невольно пойдёт в библиотеку.
В одном учебнике ответа на все вопросы не бывает. Наверное, на эту
проблему стоит смотреть шире. В мои студенческие годы студентов
в библиотеках было больше, а психология преподавателя с тех пор
не столь сильно изменилась.
-
Изменились студенты?
-
Да, вероятно. Мне кажется, число активных студентов, которые сами
стремятся глубоко познать предмет, уменьшается. Было бы очень хорошо,
если бы я ошибался. Боюсь интерпретировать запросы молодых людей,
но то, что образование и его глубина далеко не на первом месте сегодня
среди общественных ценностей у молодёжи, действительно правда, к
сожалению. Хотя это не касается всех.
-
Не все такие студенты?
-
Безусловно! Есть и очень толковые ребята, и, может быть, ради них
не потерялся ещё смысл педагогам работать, совершенствоваться, постигать
что-то новое. Однажды, беседуя с профессором одного из университетов
США, я услышал такую фразу: "Знаете, мы - счастливые люди: наши
студенты очень активные, они хотят учиться. Они многим интересуются,
очень многое спрашивают. Мы, как педагоги, чувствуем свою значимость,
что мы нужны студенту не для побуждения к учёбе. Мы - помогаем!"
Ведь для педагога самое главное - это хороший ученик, которому можно
передать свои знания, видеть, как он их впитывает, как он сам растёт.
Это ведь результат нашего труда.
-
Алексей Иванович, если бы у вас была возможность с уже приобретённым
опытом вернуться в студенческие годы, что бы Вы сделали по-другому?
Подскажите молодёжи!
-
Если бы такое чудо случилось, то я познавал бы медицину ещё больше.
В принципе, я был неплохим студентом, но жизнь показывает, что если
что-то не успел в своё время познать и хочешь стать настоящим профессионалом,
то упущенное наверстать очень сложно. И часто сожалеешь: ах, вот
если бы вернуться назад, я бы всё намного глубже познавал. Безусловно,
всё это нужно пережить самому. Возможно, что выдвижением других
ценностных ориентиров, чем нынешние, переносом акцентов на то, что
более важно в будущей профессиональной работе, можно будет побудить
у студентов интерес к учёбе. Должна создаться сама атмосфера потребности
в знаниях.
-
Что бы Вы хотели пожелать читателям "Веснiка БДМУ"?
-
Одно из пожеланий всем нам, педагогам, - видеть в аудитории побольше
студентов, которые приносят рабость. Пожелание студентам - чтобы
у них было больше таких преподавателей, с которыми приятно работать,
от которых можно получить не только знания, но и видеть в них своих
помощников, людей, которые с удовольствием могут поделиться своим
опытом.
Из
Веснiка БДМУ
|