Предисловие
И.П.Павлов
говорил: "Жизнь отчетливо указывает две категории людей: художников
и мыслителей. Художники… захватывают действительность целиком, сплошь,
сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого
разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем как бы
умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только
постепенно как-бы снова собирают ее части и стараются их таким образом
оживить… Конечно, в массе имеются средние положения. …Величайшая
редкость - соединение в одном лице великого художника и великого
мыслителя".
Сергей
Сергеевич Юдин удивительным образом сочетал в себе качества и художника,
и мыслителя. Выдающийся советский хирург, он был глубоко ценим людьми,
знавшими его лично, огромным отрядом советских врачей, особенно,
хирургов. Для хирургов он всегда был непререкаемым авторитетом,
виртуозом оперативной техники, пропагандистом передовых методов
лечения. Его труды, даже начального периода творчества, полны самостоятельности
и глубокого научного анализа.
С.С.Юдин
обладал целым рядом качеств, которые позволили ему стать выдающимся
хирургом. Его яркий талант сочетал в себе острый ум, феноменальную
память, исключительное трудолюбие, изобретательность, блестящее
искусство передачи своих мыслей, неуемную жажду творчества.
С.С.Юдин
обладал целым рядом качеств, которые позволили ему стать выдающимся
хирургом. Его яркий талант сочетал в себе острый ум, феноменальную
память, исключительное трудолюбие, изобретательность, блестящее
искусство передачи своих мыслей, неуемную жажду творчества.
Красной
нитью через всю деятельность С.С.Юдина проходит идея слияния науки
и искусства. В работе "Творчество хирурга" Юдин пишет: "Как ни много
различий в существе и элементах науки, с одной стороны, а искусств
и литературы, с другой, - оба эти большие разделы духовной деятельности
человека допускают многочисленные сравнения и аналогии. Так различные
медицинские дисциплины и специальности можно не только противопоставлять
изящным искусствам и поэзии, но и приравнивать по некоторым признакам.
…Большим и важным, но по преимуществу созерцательным дисциплинам,
каковы неврология с психиатрией и терапия внутренних болезней, по
стилю и содержанию соответствуют эпические и романтические поэмы
и даже исторический и классический эпос, а хирургии соответствует
трагедия, то есть безусловно высшая из форм поэзии. …Поднимать о
б щ и й к у л ь т у р н ы й у р о в е н ь среди врачей-хирургов,
стремиться к повышению их духовных запросов совершенно необходимо,
ибо повседневная больничная работа все же становится монотонной,
если она длится долгими годами. А отсюда один шаг к тому, чтобы
и сама наша хирургия превратилась и з и с к у с с т в а в р е м
е с л о. И как ни важны ежегодные съезды и еженедельные заседания
хирургических обществ, они все же оставляют нас целиком в кругу
узкоспециальных профессиональных интересов. Как прогулки, охота
и спорт совершенно необходимы для сохранения физического здоровья
и сил, также точно концерты, театры, музеи и художественные выставки
нужны для освежения духовных запросов и для той духовной гимнастики,
без которой понизятся и атрофируются творческие способности. …Монотонная
работа без живительных встрясок поэзии, искусства и путешествий
создает успокоение, привычку к обветшалым преданьям старины, примирение
с пошлостью и мелкими целями. А взамен научных исканий и пусть честолюбивых,
но все же высоких стремлений вырабатывается постепенно не интерес
к жизни, а заинтересованность в ее призраках: материальном достатке,
деньгах, чинах, орденах и сплетнях".
Позволю
себе процитировать отрывок статьи К.Волкова "Памяти В.А.Оппеля"
из журнала Советская хирургия" за 1933 год: "Настоящие, истинные
хирурги обычно ищут трудностей, чтобы эти трудности преодолеть.
К разряду хирургов, ищущих трудностей, чтобы их преодолеть, я кажется
имею право себя причислить". "Размах научной работы может быть конечно
различный, но без научной работы, без научного подхода к больным,
хирургическое отделение превращается в ремесленное учреждение, исполняющее
задачу лечения без интереса к делу". "Будучи сыном популярного в
свое время композитора, Владимир Андреевич вносил в хирургию элементы
некоторого эстетизма. Твердо веруя в научную хирургию, он "ни на
один момент не забывал, что в то же время хирургия и искусство.
В этом искусстве есть своя красота. Выразителями этой красоты являются
хирурги и конечно среди хирургов были и будут хирурги-артисты, хирурги-художники.
Зачем стараться отнять от хирургии красоту, а от хирургов - стремление
к красоте. Пусть красота остается красотой… Да ведь она все равно
останется, ибо невозможно представить себе истинное искусство без
красоты"… "Два взгляда". И правду сказать, это стихотворение в прозе
само напрашивается на суровый и резкий отпор, так много рассыпано
в нем режущей ухо идеалистической фразеологии. Но при ближайшем
рассмотрении casus belli оказывается мнимым, т.к. под "хирургическим
искусством" понимается им всего лишь индивидуальное проявление "особого",
как он выражается, "легкого туше", тем более, что "многое и многое
в смысле легкости, красивости, артистичности может быть приобретено
опытом, упражнением и постоянным стремлением к самоусовершенствованию.
На последнее я не могу не обратить внимания".
Работа
"Творчество хирурга" является четким ответом и всеобъемлющим комментарием
на размышления В.А.Оппеля о роли хирургии и хирурга в борьбе за
человеческую жизнь.
Заслуги
Юдина в советской медицине велики и многообразны. Особое внимание
уделял Сергей Сергеевич вопросам хирургии желудка. Никто, больше
него, в нашей стране не увлекался этой темой. Его книга "Этюды желудочной
хирургии", выхода в свет которой он не дождался, является венцом
его громадной работы в этой области. Многие годы эта книга была
настольной для всех хирургов, занимающихся оперативным лечением
заболеваний желудка.
Величайшим
прогрессом советской науки явилось применение С.С.Юдиным в клинической
практике переливания посмертной крови и работы по ее консервированию.
Трудами Юдина и его сотрудников было доказано, что благоприятное
влияние переливания трупной крови надо расценивать как прямую пересадку
активно функционирующей ткани, а не как стимуляцию ретикуло-эндотелиальной
системы больного. Посмертно за свои выдающиеся работы по применению
фибринолизной крови С.С.Юдин вместе с В.Н.Шамовым был удостоен Ленинской
премии.
Труды
С.С.Юдина по обезболиванию составляют большую и неотъемлемую часть
его многогранной деятельности. Его работы по хирургическому обезболиванию
в значительной мере способствовали развитию отечественной анестезиологии.
Распространению спинномозговой анестезии в нашей стране и внедрению
его в практику работы периферийных хирургов, во многом помогла его
всеобъемлющая монография на эту тему. Надо отметить, что С.С.Юдин
никогда не делал панацеи из этого вида обезболивания. Он, в своей
операционной деятельности, всегда широко и разнообразно, соответственно
показаниям, применял все виды борьбы с болью. Применение интратрахеального
наркоза в нашей стране впервые было начато по инициативе Юдина.
В годы войны Сергей Сергеевич работал над проблемами обезболивания
на различных этапах эвакуации в зависимости от показаний и с учетом
боевой и санитарно-тактической обстановки. И сейчас эти работы имеют
существенное значение для военно-полевой хирургии.
В
20-х годах операции по созданию искусственного пищевода производились
очень редко и считались крайне рискованными. С приходом С.С.Юдина
в институт им. Склифосовского начали регулярно производиться пластики
пищевода. Техническое несовершенство методики операции заставляло
хирургов иногда десятки раз оперировать одного больного. Сергей
Сергеевич все чаще и все успешнее оперировал таких больных. Успех
пришел не сразу. Он довел технические приемы операции до совершенства.
Операции была подарена "жизнь" и она стала вмешательством, доступным
практическим хирургам. В 1948 г. С.С.Юдин был удостоен Государственной
премии за решение этой проблемы.
К
военно-полевой хирургии С.С.Юдин был привлечен вне своих желаний,
сразу со студенческой скамьи, не успев закончить университет. Работа
в адской мясорубке первой мировой войны оставила в его душе след
на всю жизнь. Вторая мировая война заставила Сергея Сергеевича с
первых дней вновь окунуться в океан человеческих жертв и страданий.
Но эту войну он встретил во всеоружии громадного практического опыта,
на основе передовых достижений отечественной медицины.
С.С.Юдин
опубликовал за годы войны более 20 работ по военно-полевой хирургии.
Это вопросы хирургической обработки ран, применение глухой гипсовой
повязки, применение сульфамидов, обезболивание в условиях войны.
Им были сконструированы ортопедический стол, цугаппарат, распылители
для введения сульфамидов в раны. Он внедрил в широкую практику операцию
подвесной энтеростомии, как метод борьбы с парезами кишечника. Заслуженной
наградой за разработку проблем хирургии военного времени явилось
присуждение С.С.Юдину Государственной премии в 1942 году.
Родина
не баловала наградами знаменитого академика. Все ордена и медали
были связаны с войной, причем два ордена Боевого Красного знамени
он получил из рук своих друзей-маршалов Конева и Рокоссовского.
На фронтах, которыми командовали эти военачальники, академик-хирург
сражался в операционных как герой. Известно его скептическое отношение
к чинам и наградам. В 1981 г. на юбилейной конференции, посвященной
90-летию со дня рождения С.С.Юдина, его сотрудница В.С.Вотчал вспоминала,
как на одном из заседаний хирургического общества Юдин появился
в ярком зеленом костюме и в желтых ботинках. Весомо дополнял этот
крикливый наряд большой набор значков на лацканах пиджака. Говорили,
что вскоре после этого заседания ему дали первый орден.
С.С.Юдин
хорошо знал, любил и понимал литературу, ценил и тонко чувствовал
живопись, музыку, был страстным любителем природы.
Нельзя
не отметить и литературные способности выдающегося хирурга. Его
современники помнят яркие, зажигательные выступления на съездах,
заседаниях хирургических обществ! Работы, выходившие из-под его
пера, всегда отличались изысканным, отточенным, образным слогом.
Не мог пройти Юдин мимо истории медицины. Здесь он оставил свой
след в виде "Образов прошлого и силуэтов некоторых военно-полевых
хирургов". С захватывающим интересом читается его работа по истории
обезболивания.
Необычайно
широким был круг его друзей. Среди них врачи, люди науки, искусства
и литературы. Больные, которым он спас жизнь, а их многие тысячи,
считают его своим другом. Он щедро дарил окружающим свой талант
и создал свою, особую - юдинскую, школу хирургов. Смерть слишком
безжалостно вырывает из жизни выдающихся людей. Трудно представить
чего мог бы добиться Юдин, поживи он еще годы. Но все его работы
были направлены, в конечном счете, на одно - спасение человеческих
жизней!
Трудно
расставаться с любимыми героями, но образ Сергея Сергеевича жив
и будет вечно жить в истории медицины!
Автор
не ставил целью описать жизнь академика Юдина, проследив ее по дням
и часам. Не все в материале хронологически связано с юдинской биографией.
Пусть читателя не удивляют экскурсы в историю медицины и хирургии
в России и за ее пределами. Успехи современной хирургии теснейшим
образом связаны с историей.
Н.И.Пирогов,
гениальный русский хирург, в свое время писал: "Почему мы так мало
знаем о нашем прошедшем, так скоро его забываем и так легко относимся
к тому, что ожидает нас в ближайшем будущем?". На эти слова Пирогова
через много лет откликнулся В.Н.Шамов - "Стоит подумать, не относятся
ли всецело эти мудрые слова Пирогова и к современным поколениям
хирургов? Не находимся ли и мы сейчас в стадии переоценки и упоения
тем прогрессом, который сделала на настоящем этапе своего развития
хирургия пищевода, легких, сосудов и сердца, во многом забыв прошлое
и слишком легко и радужно смотря на успехи хирургии будущего".
Многие
поколения хирургов воспитывают себя на примере ученых, прославивших
русскую науку и навечно вписавших свои имена на гранитную глыбу
ее фундамента. Забыть историю медицины, это, значит, вычеркнуть
из нее имена Пирогова, Павлова, Сеченова и многих других, среди
которых и имя академика Юдина.
|