Автомобильная
травма
Автомобильная
травма - это повреждения, причиняемые частями движущейся автомашины
или возникающие в результате падения из движущейся автомашины.
Классификация.
1).
Столкновение движущей машины и человека (наезд движущейся машины
на человека) - человек находится в вертикальном или близком к вертикальному
положению, одна или обе стопы соприкасаются с дорожным покрытием.
2).
Переезд - когда человек лежит на проезжей части.
3).
Травма внутри автомашины.
4).
Падение из движущей автомашины.
5).
Прижатие автомашиной к подвижным или неподвижным предметам (чаще
задним ходом).
6).
Комбинированная автомобильная травма.
7).
Атипичная автомобильная травма - например, оторванной частью автомашины.
Наезд
автомашины на человека. Делится на следующие фрагменты:
- Удар
выступающими частями автомашины.
- Падение
человека и удар о дорожное покрытие.
- Общее
сотрясение тела с кольжение по дорожному покрытию.
1).
Выступающие части - бампер, фары и подфарники, капот, крылья. Они
первыми наносят удар человеку.
Бампер
у легковых машин ниже к проезжей части, у грузовых - выше. Бамперы
легковых машин наносят удар в голень, а грузовых - в бедро. Возникает
перелом, который носит название бампер-перелом. Кость превращается
в дугу, на выпуклой поверхности которой происходит растяжение, на
вогнутой - сжатие. Необходимо выяснить размер от перелома до подошвы.
Фары
и подфарники. Удар в первую очередь наносится ободком фары, а потом
- стеклом. Повреждения зависят от угла нанесения удара. Под прямым
углом - круглый кровоподтёк, под острым - полулунный кровоподтёк.
Капот
и крылья. Происходит деформация металла и слущивание краски. Частицы
краски остаются на одежде человека.
2).
Падение на дорожное покрытие. Если автомобиль грузовой, то второй
этап наступает сразу, если легковой - то имеется промежуточный момент
падения на капот, т.к. легковой автомобиль наносит удар ниже центра
тяжести тела. Забрасывание на капот - человек ударяется волосистой
частью головы о лобовое стекло и на этом месте возникает травматическое
облысение.
Повреждения
при ударе о дорожное покрытие - кровоподтёки, ссадины, ушибленные
раны на выступающих частях тела. Человек часто инстинктивно смягчает
падение и падает на ладонные поверхности. Человек старается сохранить
вертикальное положение - некоординированно махает руками, ногами
- могут быть отрывные переломы бугристостей длинных трубчатых костей.
Может
быть падение боковой поверхностью тела на плечевой сустав - перелом
ключицы (непрямой или конструкционный перелом), либо разрыв сочленения
ключицы с костями и происходит вывих ключицы. Если удар сильный,
то может быть перелом рёбер (с 6 по 9).
Очень
часто человек уларяется головой о проезжую часть - возникает ЧМТ,
которая и обуславливает летальных исход. Особенности травмы при
ударе затылочной частью головы - ссадины (кровоподтёк, ушибленные
раны) на затылочных буграх, перелом от затылочного бугра к большому
затылочному отверстию, мозг смещается к затылку и возникает очаг
отрицательного давления. Отрицательное давление обуславливает кавитацию
(образуются полости и лопаются). Ушиб появляется в лобных долях
(ушиб от противоудара).
3).
Общее сотрясение тела. Основным механизмом повреждения является
инерция. Внутренние органы смещаются и резко смещают связочный и
подвешивающий аппарат. Разрываются сосуды и возникают кровоизлияния
- в основание сердца, в корень/корни лёгкого, в корень брыжейки
тонкого кишечника, в капсулу печени в местах прикрепления связок,
в ворота почек и селезёнки. Кровь, находящая в паренхиматозных органах,
тоже движется по инерции - возникает гидродинамический удар волны
крови.
Скольжение
- возникают осаднения (обширная поверхность, дно имеет массу различных
царапин в отличие от ссадины), лоскутные или скальпированные раны.
Переезд
колесом (колёсами) автомашины
Чаще
наблюдается переезд через грудную клетку. Человек может лежать на
передней или задней повехности тела. Колесо по отношению к грудной
клетке занимает три положения:
- Соприкосновение
колесо одновременно с телом и дорожным покрытием.
- Колесо
отрывается от дорожного покрытия.
- Максимальное
давление.
Фрагменты.
1).
Удар колесом или колёсами. Обычно удар приходится в боковую поверхность
грудной клетки - возникает кровоподтёк.
2).
Трение колеса о тело беговой дорожкой - "полосовидные"
ссадины. При трении смещается кода и подкожно-жировая клетчатка.
Может произоёти отрыв подкожно-жировой клетчатки.
"Первичный
щипок" - ущемление склаки к дорожному покрытию - 2 складки,
между которыми имеется свтелый промежуток.
3).
Сдавление тела колесом, когда оно достигает максимум вершины - возникает
отпечаток протектора.
Рёбра.
По переднеподмышечным линиям возникает первичная линия переломов.
Вторая линия переломов - во второй позиции. Третья линия переломов
возникает не в месте перелома травмирующей силы, в области дуг рёбер.
Часто ломается грудина.
Внутренние
органы - обширные кровоизлияния или разрывы лёгких, сердца, аорты.
Травма
внутри автомашины.
По
повреждениям можно сказать, где сидел в машине человек.
Фрагменты:
1).
Удар о салон автомашины.
2).
Общее сотрясение тела.
Повреждения,
характерные для водителя - дугообразный кровоподтёк от рулевого
колеса на грудной клетке, резкое растяжение мягких тканей в первой
межпальцевом промежутке, удар тыльных поверхностей кистей о лобовое
стекло, перелом в области локтеовго сустава - "стремительные
переломы" (у профессиональных водителей, которые одну руку
высовывают в окно).
Пассажир,
сидящий справа ("сидение смерти") - человек головой разбивает
лобовое стекло и вылетает на капот, резаные раны на ладонных поверхностях
кистей, задние вывихи бедра.
Пассажиры,
сидящие сзади - наиболее безопасные сиденья и могут быть лишь ссадины,
кровоподтёки. "Хлыстообразные переломы" шейного отдела
позвоночника - голова отождествляется с узелком хлыста. Голова по
инерции движется вперёд - могут быть компрессионные переломы позвонков.
|