students
 

 

 

Вопрос 7: Досократический этап в развитии древнегреческой философии. Атомисты.

Древнегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных наук. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д.

Спецификой древегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстациальное начало - из чего всё произошло. Так, родоначальник древегреческой философии Фалес, рассматривал всё существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия - воздух. У Анаксимандра - апейрон ("бесконечное") - неопределённое, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита - "О природе". Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни Богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о "мене", "обмене" противоположностей. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется".

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий - воды, воздуха, земли, огня - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытиё. По словам Парменида, единственно истинным является положение "бытиё есть, небытя нет, ибо небытиё невозможно ни познать (ведь оно не постижимо), ни высказать". Бытиё вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, т.к. до него не было другого, ибо бытиё едино. Оно не может возникнуть и из небытия, т.к. небытия нет. Бытиё не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства, всё наполнено бытиём. Поэтому всё непрерывно. Ведь бытиё плотно примыкает к бытию. Бытиё бесконечно во времени, бытиё ограничено в пространстве, оно шарообразно.

Зенон написал свои известные апории: "Дихотомия" (предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути к ней, я чтобу пройти эту половину, он должен сначала пройти её половину и так до бесконечности. Стало быть тело никогда не может достигнуть цели, ибо путь его бесконечен, и тело вечно должно преодолевать эти бесконечные половины), "Ахилл и черепаха" (Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха несколько продвинется вперёд. Пока Ахиллес пробежит это новое расстояние, черепаха опять несколько продвинется вперёд и так до бесконечности. Хотя расстояние будет всё время уменьшаться, но никогда не исчезнет), "Стрела" и другие.

Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита. Исходная мысль этого учения - "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты". Бытиё есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытиё. Атомы вечны ,неизменны, неделимы, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытиё, то пустота - небытиё.

Как и другие "мудрецы" Демокрит пытался применить свою теорию для объясения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит к их совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в котором атоиы кружаться, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют шарообразное соединение.

 


 

 


Hosted by uCoz