Лекция 1
Политология пришла из Западной Европы. Зародилась в античности (Платон,
Аристотель)
Социология - во Франции, анализировала социальное общество (соц. физика).
В государстве каждый человек нуждается в изучении науки, анализи-рует
политические отношения в жизни государства, людей.
Политология как дисциплина началась преподаваться в конце 19 в. в
США. В Зап. Европе в 1948 по решению ЮНЕСКО.
В СССР политология и социология были помехой административному управлению
и были запрещены с генетикой и кибернетикой.
Сегодня отношение к политологии и социологии изменилось. Препод во
всех ВУЗах. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба
за власть между социально-политическими группами вызвала проблему
изучения политологии и социологии.
Все должны знать основные механизмы политики, отстаивать свои ин-тересы,
обрести равновесие и не быть пешкой в политической игре, что-бы было
меньше ошибок в формировании власти. Особенно актуальна политология
и социология для молодежи, т.к. она участвует в решении разных вопросов
в развитии медицины, формирования политического мышления.
Вопросы
1. П., ее предмет и методы.
А) предмет П., ее методы и функции
Б) сущность и содержание политики
В) основные задачи П., ее значение в медицине.
1А
П. Как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город,
logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах
изучения власти и управления обществом.
Объект политологии - политическое устройство, политическая власть,
ее функционирование. Общественная жизнь включает экономику, поли-тику.
Культуру, религию и др.
Предметом также является изучение законности развития политиче-ских
процессов.
Наряду с изучением политики, которая является основной сферой дея-тельности,
занимается изучением коллективного сознания, теории поли-тической
идеологии, полоитической психологии.
Элементы политики:
1. Теория политики - философское обоснование политики.
2. Теория политических институтов и систем: государство, партии, политические
режимы, общественные организации.
3. Теория международных отношений: ведение войн, проблемы на-циональной
и мировой политики, решение проблем мира и войны.
4. Теория социальных компонентов власти и управление в обществе: правительства,
правящих элементов, лидерства.
5. Политическая идеология и теория политических учений.
Методы политологии.
1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает взаимосвязи меж-ду
политикой общества, между обществом и культурой, обществом и человеком,
обществом и нравственностью. Это универсальный метод.
2. Социологический - накопление и систематизация материала, анке-тирование.
3. Коммуникативный - изучает элементы политического процесса во взаимодействии
и развитии.
4. Сравнительный. Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно.
5. Системный. Элементы политической системы сливаются в единый процесс.
Функции:
1. Гноссеологическая (познавательно-объянительная): информация о роли
государства, знания о политике.
2. Прогностическая - прогнозирование последствий принимаемых ре-шений.
Взгляд в будущее, как в жизни использовать полученные знания.
3. Критическо-мироваззренческая - подвергает критике политические,
социальные взгляды, помогает найти ценные аспекты политическо-го учения.
4. Инструментально-прогматическая. Как принять решение? Как най-ти
выход из тяжелой политической ситуации?
Сущность и содержание
политики.
Политология изучает политику. Существует много определений поли-тики.
Политики есть выражение разума.
Политология - это наука и искусство. Политология - взаимоотношения
между нациями и государством. Политология - это цепь компромиссов.
Политология - реальная комбинация компромиссов, интересов, поли-тических
пристрастий. Все экспромты в политике предусмотрены.
Платон (427 -
344 г. до н. э.). Политология - умение управлять людьми. З формы правления:
- монархия;
- олигархия - власть немногих;
- демократия - власть большинства.
Вскрыл правовые формы:
- монархия;
- аристократия;
- полития - всеобщая демократия.
Это может превратиться в неправильную форму:
- монархия в тиранию;
- аристократия в олигархию;
- полития - демократия в охлократия.
Аристотель (384
-332 г. до н. э.) Политология - управление обществом через государство
и государством. Политология - искусство управлять деятельность классов,
органов государственного правления, определяе-мый интересами и целями.
Политика бывает внутренней и внешней.
Внутренняя - отношения внутри государства: экономика, наука, куль-тура,
образование.
Внешняя - отношения между государствами, людьми, народами.
Внутренняя политика - главная.
Ядро политики - проблема удержания политической власти, завоева-ние,
использование ее.
Различают модели политики: государство, полиция, суд, парламент, армия,
разведка. Политика - деятельность государства, борьба за власть, работа
полиции, парламента и др.
Маркс. I место
- экономика, которая определяет политику. II место - политика. Первая
роль отводилась партии = диктатура пролетариата.
Задачи политологии.
1. Дать четкое понятие политической власти, о механизмах осуществ-ления
политики.
2. Изучение государства, изучение политических партий и обществен-ных
организаций. Обеспечение свобод человеку, достойной жизни.
3. Анализ процессов формирования партийной системы, т.к. они непо-средственно
участвуют в борьбе за власть. Проведение реформ. Гармонизация отношений
между людьми и исследование проблем демократии.
Медики управляют
своей медицинской отраслью.
Политология - сфера взаимоотношения между большими социальны-ми группами
людей (социальные слои, классы, нации), ядром которых является борьба
за завоевание, удержание и функционирование полити-ческой власти.
Основные этапы
развития политической мысли.
1. Политическая мысль в античности и средних веках.
2. Политические идеи эпохи буржуазных революций, эпохи Возраж-дения
17-18 вв.
3. Политические идеи во Франции, период подготовки к проведению буржуазных
революций 1789-1794 гг.
4. Политические идеи Германии.
5. Политические идеи России и Беларуси 19 в.
1.
Разделился на др. Запад и др. Восток. Связано с произодительством
и возникновением государства. Афины , Спарта , Македония , Персидское
царство, Египетское царство, Китайская империя, др. государства Индии,
т. е. В античности и ср.в. существовали различные государства - это
выс-шая форма организации народа.
Наивысшего развия политическая мысль достигла в Др. Греции, там наиболее
были развиты города (полисы).
Платон - идеолог афинской рабовладельческой демократии. Вывод о необходимости
социального переустройства общества для устойчивости с помощью государства.
Государство - важнейший элемент решения зада-чи.
Свободные элины должны быть разделены по природным данным на философов,
воинов, трудящихся. Власть у философов, руководящими различными понятиями,
общими критериями. Пока в государствах не бу-дут царствовать философы,
до тех пор государство не избывится от зла. Чтобы оградить философов
от страстей человеческих нужно ликвидиро-вать частную собственность.
Воины обязаны проводить жизнь около фи-лософов и у них не должно быть
не домов, не земли, не имущества.
Частная собственность сохраняется для свободных рабовладельцев. Философы
и воины в идеальном государстве - коллективные рабовла-дельцы. Платон
возродил афинскую идеологию. Он понял бусловлен-ность индивида в государстве,
т.е. человек в государстве должен быть гражданином, т.е. политическая
власть тесно связана с людьми.
Аристотель -
учение о логике и государстве. Человек - животное об-щественное, назначение
свое он находит в общении. Поэтому в суде не дают больше 25 лет, т.к.
человек теряет человеческий опыт. Вне государ-ства человек не выполняет
свое назначение. В зависимости от цели пра-вителя различают правильную
и неправильную форму государственного строя. Правильным считают тот
строй, когда преследуются цели народа. Неправильная преследует частные
интересы. Монархия, аристократия, полития - правильные формы. Тирания,
Олигархия, Демократия (охло-кратия) - неправильные формы.
А. Описывал идеальное государство, придавая большое значение вос-питанию
граждан в добродетели. Исключает рабов, отстаивает частную собственность,
т.к. без нее не существует государства, как и без классово-го деления.
Возможно построить лучшее общество с помощью человеческого зна-ния
и воли, опираясь на государство - вывод из политической античной мысли.
Политическая
мысль средних веков 12 веков.
Фома Аквинский - благословил строй общественного неравенства и эксплуатации.
Переход из сословий грешно, т.к. сословия устанавливают-ся богом.
Власть государя выводится из божьей воли. Но светской власти починено
тело, а душа подчинена божьей воле (церкви). Папа - наместник бога
на земле. Насколько бог выше человека, настольго власть бога выше
светской власти. Церковь боролась за власть (крестовые походы).
2
Родина Возрождения
- Италия. Появление экономического роста евро-пейских стран, развития
городов, технических изобретений, открытие сложного феодального способа
производства. Появляется огнестрельное оружие, печатный станок, компас.
В центре внимания был человек. Вы-двинута идея гуманизма. Человек
- творец. Он познает мир и совершенст-вует себя. Либерти - итальянский
философ. "Кто всему выучился - нигде не чужой". Не бог,
а человек является создателем собственной судьбы. Человеку дано владеть
тем, чем он пожелает, и быть тем, кем он пожела-ет.
"Корабль дураков" - в котором ни чести, ни стыда. Основа
нравствен-ности - труд, активная научная деятельность. Человек - главная
тема ли-тературы, искусства.
Эпоха Возрождения 14-16 вв. Гуманисты собирают памятники антич-ного
искусства, занимаются становлением капиталистических отноше-ний.
Италия - колыбель новой экономической мысли. Николо Макиавелли. Сложилось
гражданское общество (отрывание граждан от государства). Политика
- борьба за удержание и завоевание власти. Италия была раз-дроблена
и Макиавелли считает, что бедствие из-за политической раз-дробленности.
Надо создать теорию объединения. Отвергает средневеко-вую концепцию
и заменил: государство носит светский характер. Макиа-велли стал расширять
государство, выводить теории на основе разума и опыта, а не из этиологии.
Лучшая форма государства - республика, но должна быть монархическая
власть. Труд "Государь" 1532 только при сильном государстве
может быть единым. Высший закон политики - бла-гополучие государства.
Макиавеллизм. М. указал на те принципы борьбы за власть, которая происходит
в реальной жизни. Идеи Макиавелли живы и сегодня: самые гнусные приемы
борьбы за власть.
Вебер развивал учение Макиавелли. Политика - система политических
интересов или действий между государствами. То, что называется сейчас
- национальный интерес.
Т. о. эпоха Возрождения дала новый взгляд на политику - борьба за
власть.
Томас Мор - основоположник утопического социализма. Книга "Уто-пия"
- осуждаются воины, насилие. Государство управляется на основе этических
принципов.
Томаса Кампанелла "Город Солнца".
Гопс. Попытка вскрыть земную сторону государства как продукт соз-нания
людей. Государство - естественное земное происхождение, создано людьми
ради людей. Государство - особый механизм, который создается человеком
для сохранения своей жизни.
Государство - библейское чудовище (Левиафан), которое пожирает людей,
которые способны на все чтобы защитить идеи больших общест-венных
идей.
Государство было не вечно , возникало путем общественного догово-ра.
Люди жили в вечных войнах. Принцип один против всех, все против одно.
Поэтому люди применяли принцип передачи власти государству - собрание,
которому подчинены все прочие.
Все остальные - подданые. Государство обладает всеми правами, при-надлежащими
человеку. Цель государства - упразднить естественное со-стояние человека
при которой человек человеку - волк. Задача - навести порядок. 3 формы
государственного правления: монархия, аристократия, демократия. Более
современная форма - абсолютная монархия. Т.о. вы-ражал интересы буржуазии.
Джон Лок - идеолог социального компромиса. 1688 в Англии государ-ственный
переворот. Король бежит из страны и власть у Вильгельма - ус-тановление
конституционной монархии. Обосновал контролирование в двух трактатах:
1) теория конституционной монархии, 2) доказывает не-обходимость государственной
власти с позиции общественного договора. Отделил законодательную власть
от судебной и исполнительной. Народ остается суверенным, может не
поддерживать политику государства. Од-ну ветвь власти уравновешивают
другие, чтобы не было тирании.
3
Резкое ухудшение положения Франции, кризис феодальной системы.
Французское просвещение - для обозначения совокупности идеологи-ческих,
политических, экономических и социальных учений 18 в. во Франции направлено
против феодального строя и выражает интересы буржуазии.
Монтескье, Вольтер - правые.
Философы: Дидро, Ламетри отстаивают интересы средних слоев.
Ж. Ж. Руссо - левый.
Решающая роль разума. 18 в признан веком разума, а Вольтер является
главным представителем.
Монтескье: рассуждение о причинах величия римлян, происхождения государственного
строя, природы законов. Характер народа связан с при-родой. 3 формы
природы: республика, монополия - приветствовал, деспо-тия - отвергал.
Значение Вольтера - против судебного произвола, за равенство граж-дан.
Ж. Ж. Руссо идеолог мелкой буржуазии. За равенство, отстаивал мел-кую
собственность, каждый народ свободен и он имеет право расторгнуть
договор и заключить новый, который удовлетворит его.
|