Лекция 11
СМИ и коммуникации.
1. Понятие, структура, функции и средства политической коммуникации.
2. СМИ - главный канал политической коммуникации. Полити-ческая манипуляция.
1.
СМИ и комммуникациии входят в политическую систему общества и играют
в ней большую роль. До 50-х годов ХХ в. под термином "комму-никация"
- чаще с добавлением средства - мосты, телефоны, телеграф, железные
дороги, почтовая служба. Они соединяют стану в единое целое. Развите
прессы, особенно радио, телевидения и интернета - современное общество
связано еще большим количеством контактов. Все это сплачи-вает людей
в единое целое. Этот процесс обеспечивает целостность и раз-витие
общества - массовая коммуникация.
С английского "массовая коммуникая" - массовое общение.
В полити-ческой системе общение приобретает политический характер,
т.е. массо-вая политическая коммуникация. Сама природа и сущность
политики превращает ее в неотъемлимую часть политического процесса,
требую-щую единства воли и устремлений множества людей. По определению
политика Шванценберга - "Политическая коммуникая означает то
же, что кровообращение для организма человека".
Условия коммуникации.
1. Наличие не менее 2-х участников политического процесса, пре-имущественно
информационного характера. Отправитель информа-ции (почта, телеграф)
- коммуникатор, а получатель (человек, учре-ждение, группа) - реципиент.
2. Осознанность реципиентом политической информации. Лю по-разному
(часто в искаженном виде) получают информацию. А кол-лективный (массовый)
характер требует сознательности, и даже творчества и инициативности
людей. В результате очень важно осознать и освоить политику.
3. Наличие обратной связи от реципиента к коммуникатору, на всех звеньях
и уровнях коммуникационного процесса. Для СМИ обрат-ная связь необязательна.
А без обратной связи массовая политиче-ская коммуникация невозможна.
И характерно взаимодействие или бездействие, взаимопонимание или непонимание.
Структура политической
коммуникации.
Это связи и отношения, что формируются вокруг источника информа-ции.
Различают официальные и неофициальные СМИ:
Официальные источники информации:
1. Государственные институты (учреждения) - представлены руково-дителями,
президентом, руководителями ВУЗов, или информацион-ные отдепы со связи
с общественностью.
2. Государственные национальные СМИ:
- радио
- печать
- телевидение
- издательство
- кино
3. Незавичимые и оппозиционные партии и общественные движения, СМИ
от этих движений или самостоятельно существующие.
- русское радио
4. Корпоративные структуры.
- общественые группы
- корпоративные струкотуры
- органы центристских партий
- рекламные и профессиональные агентства
5. Зарубежные СМИ:
- радио ВВС, голос Америки
- ТАСС
- Белта
Неофициальные
источники информации:
1. Межличностные или формальные контакты действующим по поли-тическим
вопросам. Они происходят в:
- студенческих группах
- митингах
- дисскусии в общественном транспорте
- собрания
- споры
2. Изобразительное искусство, театр, музыка. Они приносили большие
дивиденты. Присуждение Нобелевских премий. Спорт.
Функции политической
коммуникации:
1. Информационная. Распространие в обществе сведений, знаний о политической
системе, государстве, строе, внутренней и внешней политике.
1) способ - вербальный (словесный)
- речи лидеров
- статьи, книги (через знаково-языковые формы)
2) способ - невербальный
- мимимка тела
- диапазон речи
- смех
- язык этикета и поведения
2. Социализационная. Удовлетворение потребности в информаци, налаживание
и расширение межличностных и групповых контактов. Она необходима для
ориентации в мире социальных средств, задач. Усвоения социального
опыта. Ааптация личности, сопричастие ин-тересов, особенно к той группе
членов, которые пользуются автори-тетом. Певращение человека в сознательного
члена общества, соци-ум.
3. Регуляционная. Вырабатывает оптимальный механизм взаимодей-ствия
между элементами политического системы:
- организациями
- корпорациями
- гражданской и политической властью.
Главную роль играет право, традиции.
4. Контактная. Выводится из функции поделиться информацией, трансформировать
информацию.
Массовые коммуникации
имеют двухступенчатый характер: услышал - передал - обсудил. Массовые
политические коммуникации располага-ют средствами:
1) Организации, движения, корпорации, партии и партийные системы,
государственные общественные институты. Все общественные еди-ницы
осуществуляют функции канала информации.
2) Неформальные каналы
- слухи
- сплетни
- молва
- анекдоты
- графити (на заборах)
- шаржи.
Они несут как правило недостоверную информацию:
Слухи:
1) мечта (амеракинская мечта, мечта о светлом будущем)
2) пугало
3) разделитель (в Москве все преступления от кавказцев). В РБ широ-кое
распространение получило графити.
2.
Средтва СМИ:
- совокупность предприятий, учреждений, организаций, созданный для
публичной передачи сведений с помощью специальных техни-ческих инструментов.
- Звуко-радиостанции
- Пресса
- Радио
- Телевидение
СМИ - не только средства массовой коммуникации, но и канал связи.
Выступают составной частью канала коммуникаций. Они формируют и изменяют
взаимоотношения в обществе. СМИ часто выносятся на первый план, асредства
массовой коммуникации на второй.
Он. Де Бальзак называл СМИ четвертой властью. Исторически СМИ вышли
на политический рынок, как орган политической печати, а затем все
расширяли печатные издания.
Газеты приучили читателей чувствовать себя участниками событий. С
появлением печатной техники, появляются теле-радиотехника, и вошли
в круг жизни людей.
СМИ сегодня влияют на общество, общественное сознание, сегодня - это
главное средство избирательной кампании. СМИ создают новый спо-соб
создания власти, теледебаты между гражданскими и политическими деятелями.
СМИ могут привлечь к суду общественных лидеров, руково-дителей политических
институтов. Но это реально лишь при условии не-зависимости СМИ от
власти, и это возможно в демократических государ-тсвах. При тоталитарном
режиме - изоляция СМИ от граждан. Аппозиция не может предотвратить
это.
Различают:
1. Рациональный эффект воздействия - напровлен на разумного чело-века.
Это модель массовой коммуникации, которая расчитана на формирование
убеждений и аргументация на основе логики. Прак-тикуется состязательность.
2. Иррациональный эффект воздействия (эмоциональное воздействие).
Широко используется при тоталитарно-авторитарном режиме. Эмо-ции заменяются
на разум.
- разжигание национальной и религиозной розни.
- Методы психического внушения, основанного на страхе.
СМИ располагают
огромными функциями:
1. Информационная
2. Социализация
3. Регуляторная
4. Контактная
Собственно функции
СМИ:
5. Политической манипуляции - скрытое управление политическим сознанием,
поведением людей. Действовать или бездействовать во-преки собственному
мнению.
6. Критики и контроля. Основано на авторитете общественного мне-ния.
Жрналистскипе расследования. В РБ многие газеты тоже могут проводить
расследования, критика, но критика должна быть разо-брана.
7. Воспитательно-образовательная. Реализация через формирование, подбор,
подачу информации на воспитательно-образовательные те-мы. Передачи
детские, молодежные, по внешней политике.
8. Защита общества от власти. Информирование людей о незаконном поступках
чиновничего аппарата, защищать права простых людей.
9. Эмоциональной разрядки (шоу, концерты, опера, балет).
10. Утилитарная. Передачи типа "Смак", "Юный натуралист".
В настоящее время
СМИ разделяются на:
1. Печатные СМИ
- газеты
- журналы
- книги
- листовки
Газеты - наиболее массовые, несут политические знания, оценки, не-сут
политические настроения. Можно читать то. Что нравиться, можно читать
вторично, читать в любом месте.
Недостаток печатных изданий: не оперативно и быстро реагируют на событие,
не столь близка к межличностному общению, их читают индивидумы.
2. Электронные
СМИ
- радио
- телевидение.
Можно слушать
коллективно, обсуждать, заниматься хозяйственными делами.
Недостаток: каждый домысливает и часто образы не совпадают с дей-ствительностью.
Телевидение дает зрительную картинку. Но она дает меньше свободы в
осмыслении информации, остаются воспоминания, и часто не помним точного
содержания.
Политическое
манипулирование.
Это способ социального управления. Оно осуществяется незаметно, не
влечет за собой жертв, крови. Особенно эффективно в политической борьбе
за власть. Основы политической манипуляции - социально-исторические
и политичекие мифы. Это иллюзорные идеи, придуманные, нереальные (в
СССР - борьба за светлое будущее).. Частная собствен-ность - главный
источник зла, Маркс, Ленин - единственно правильные, капитализм -
загнивающий.
Полуправда - что-то недоговоренное, что частичное.
Сгущение красок в выгодных местах информации.
Наклеивание ярлыков - фашисты, националисты.
Спираль молчания. Фрагментарность информации.
|