students
 

 

 

Лекция 14

Предмет социалогической науки. Его функции и уровни.
1. Предмет и объект социальной науки. Функции. Уровни соц. знания.

Общество как специфический объект действительности - объект познания социологии. Социология - socio - общество, logos - учение.
В качестве специального термина введена фр. Социологом Огюстом Контом во II половине XIX века. Объект исследования - общество, вся совокупность свойств - связи между людьми социальные.
Разграничивать можно по предмету исследования, в каждой есть раз-дел по изучению общества: философия, культурология, этнография и т.д.
Предмет социологии - связи и отражения топологизированных поли-тических социальных систем (личностных, социальных групп, общности, клоссов, народов, племен) на уровне их функционирования.
Социология - это наука о закономерностях функционирования соци-альных систем. Она изучает социальную деятельность людей и типологи-зирование личностей, групп и общества в целом.
Объект и предмет социологии связан с понятием "социальное".
Подход был различен:
Маркс: Социальное - поведение индивидов в рамках конкретных групп (семья, класс, народ). Общественное - речь шла об обществе и взаимодействии со стороны общества: политической, идеологической, социальной, культурной.
В СССР - в системе общественных и гуманитарных наук доминирует "общественный", отсюда "политэкономика", "история КПСС".
Западная социология - понятие "общественный" в науке не использу-ется "Социальное" применяли в обоих значениях, в эмпирическом (взя-тых из опытов) смысле этого слова. Акцент делали на разработку частных проблем социологии.
Применяли термин "социетальный" - характеристика общества в це-лом и отдельных его сторон (экономика, социология, политология).
В нынешнее врмя "социальный" тождественнен понятию "обществен-ный".
Базовой катерией социологии является социальная общность. Это группа, класс, слой, нация, коллектив, семья и др. через которые реали-зуются социальные роли индивидов, их статус, все что можно ограни-чить, понятие социальное действие и социальный процесс.

Функции социологии.
1. Теоретико-познавательная (гноссиологическая). Связано с полу-чением научного знания в обществе, в отдельности и в целом.
2. Организационно-управленческая (праксиологическая). Выработ-ка рекомендаций, использование в управленческой деятельности для решения практичеких задач на различных социальных уровнях.
3. Прогностическая. Отражает возможные перспективы, будущих ре-зультатов в развитии социальных процессов.
4. Идеологическая. Отражение различных социальных интересов, классов, групп населения.
5. Аксиологическая (философская). Связана с оценкой социального общества, и отношения в этом обществе.

Социология отличается по функциям и предмету от философии и дру-гих наук.

Задача социологии.
- получение объективныхконкретных знаний о социальных процес-сах.
- Предвидение последствий.
- Характеристика типологии социальных групп.

Предметом - социальные явления, многократноповторяющиеся на раз-личных уровнях социального развития общества.

Социология рассматривается на уровнях:
1. Общество в целостном виде (как систему).
2. Социальный институт. Организационная форма определеных групп людей (государство, церковь, наука, семья, класс и др.)
3. Социальная группа. Услойчивое объединение людей в процессе со-вместной деятельности (подготовка кадров).
4. Типологизированная личность - личность рабочего, крестьянина, студента и т.д. в общественных его характеристиках.

Соответственно различным уровням функционирования существуют уровни:
1. Макроуровень - социальные системы и происходящие социальные процессы в больших системах.
- образование
- физкультура и спорт.
- экономика
2. Микроуровень - исследует небольши группы и происходящие вних социальные процессы локального уровня.

Социологические знания подразделяются и по другим критериям.
1. Теоретическая социология. Это объяняющая социальную реаль-ность на уровне общих и специфических закономерностях его функционирования.
2. Эмпирическая социология - направлена на получение конкретной инормации в какой либо общности людей.
Четкой линии между теоретической и эмпирической социологией нет. Чаще они дополняют друг друга.

Уровни социологического знания.
1. Широкие социологические терии.
2. Теории среднего уровня.
3. Теории эмпирического уровня.

Ѓ ШСТ используются как мостик между теоретической и эмпириче-ской социологией.
1) Специфические теории, связанныес социальной структурой обще-ства.
2) Теории изучающие деятельность социальных институтов (социаль-ные управления, образование, семьи).
3) Социальные теории, включающие основные виды человеческой деятельности (социология труда, досуга, быта).
4) Теории на стыке социологии и других общественных наук, права, экономическая социология, социология политики, медицины.
5) Социологические теории, изучающие отношения (аномалии) пове-дения людей: алкоголизм, наркомания, проституция.

Выделяют фундаментальные и прикладные уровни.
Социология - одна из фундаментальных наук об обществе, закономер-ностях функционирования и развития общества. Изучает связи в общест-ве. Ее выводы подвергаются оценке на практике.

Этапы становления социологической мысли.
Возникновение социологии как науки - 30-е гг. XIX века.
I этап - с появлением первых социальных теорий. Период зарождения социологии как науки. Создатели О.Конт, Герберт, Спенсер, Макс Вебер, Эмиль Дюрькгейм, Карл Маркс.
II этап - с 20-40 годы ХХ века. Между двумя мировыми войнами. Раз-витие эмпирической социологии, внедрение методов социологического исследования в сферу производства и политическую практику. Гюстав Лебон, Фердинанд Теннис, Чарльз Кули, Эйон Мейон.
III этап - с 40 гг. после Второй мировой войны до современных дней. Усиление теоретической социологии и стремление к преодолению разры-ва между теоретической и эмпирической социологией.

Первый этап. Идейно теретические предпосылки уходят в утопиче-ский социализм. Ш. Фурье, Апри Сен-Симон, Р. Оуэн. Стремились свя-зать свои теории с практическим обоснованием общества.
Анри Сен-Симон. Наука о человеке была годательной, и нужно было возвести ее в степень основанного на наблюдении.
Огюст Конт. Служил у сСент-Симона. Ему принадлежало авторство теории "социология". "Наука об обществе должа оперироваться на эмпи-рические факты, как и естественные науки. Основные методы - наблюде-ние, опыт, эксперимент. Он основал напрвление позитивизм - одно из направений социологического знания.
Герберт Спенсер. (1820-1903). Автор социологии - биологического те-чения социологии. Теория основана на принципах Дарвина: понимание общества как живого организма, копирование биологических законов; социальная эволюция - борьба за существование в биологической среде. Он использовал понятие взимодействия в биологии в анализе социальных явлений. Это привело к развитию натурализма.
Маркс Вебер. (1864 - 1920). Групный немецкий социолог, в основе его теории стоит понятие "идеальный тип" - необъективная реальность, а теоретическая конструкция. Учение Вебера о идеальных типах легло в основу "понимающей социологии". Город - человеческая конструкция. Люди наполняют эту конструкцию идеальным содержанием. И от этого планирования (человеческого будущего) зависит бедущее.
Эмиль Дюркькгейм. Предпринималась попытка понимания общества как социальной реальности, складывающейся из совокупности реальных фактов. Реальность - первична, а подчиненные ей виды - вторичны. Соци-альные факты: материальны, строго наблюдаемы, между социальными фактами устанавливаются отношения причинности. Основал социоло-гизм.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Маркс - основоположник экономиче-ского направления социологии
1) Признаки законодательности общественного развития. Признание действия в обществе устойчивых событий, явлений в жизни.
2) Принципы детерминизма, существование наследственных связей. Учение о производственных силах (экономических).
3) Постулат прогрессивного развития общества. Принцип прогресса - движение вперед. Смена социальных революций.

II этап. После Второй мировой войны.
Фердинанд Тённис. Сопоставил два типа общественных связей: 1) об-щинные (характеризуют дешевную близость людей, личные пережива-ния); 2) общественные (связаны с обменом, торговлей, урбанизацией). Использовал два термина: община и ощество. Это использовал для раз-граничения между традиционным и современным обществом. Первое по-нятие применялось в крестьянской общине, второе для индустриального общества.
Различия. Первое понятие предполагает, что люди живут в соостветст-вии с мирскими ценностями, в соответствии с общинным принципом. Второе основано на стремолении людей к личной выгоде. В первом гос-подствовали религиозные ценности, обычаи, во втором формальные за-коны, светские ценности. В основе первого лежит семья, община, второго - крупные корпорации.
Гюстав Лебон. Разделял теорию толпы. Толпа - группа людей, вооду-шевленными общими чуствами и готовые идти за своим лидером. 2 вида толпы: 1) однородная: классы, секты, касты; 2) разнородная: парламент-ское собрание, уличная толпа.
Толпа - разрушительная сила и человек теряет свою индивидуаль-ность, заряжается общим настроением, утрачивает чувство реальности, призыв лидера - единственное чему подчиняется этот человек.
Фредерик Тейлор (американский социолог) создал систему НОТ (на-учная система организации труда). Явление рестракционизм - это ограни-чение социальное, рабочим выработки через крупповое блокирование норм формальных с помощью норм неформальных. Цель: воспрепятство-вать повышению норм выработки с целью понижения расценок.

Если в 19 в. веке центром социологии является Западная Европа, то с 20-х гг. ХХ века и после Второй мировой войны США прочно удерживает позицию лидера в мировой социологии.
Выделяют конкретные эмпирические исследования:
Хоторнские эксперименты социологического исследования. Элтон Мейо. Главной задачей было изыскание дополнительных факторов по-вышения эффективности производства. Ученые разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и конкретную. Изманили условия рабо-ты в экспериментальной группе: освещение рабочих мест, температуру, число перерывов и т.д., а также повысили социально-психологические условия, открыто явление неформальной организации труда коллектива.
Сформировалась доктрина человеческих отношений. В ее основе ле-жат принципы:
1. Человек - социальное существо и включен в групповое поведение.
2. С природой человек не совместим. Жесткая иерархия и бюрократи-ческая организация подчиненности.
3. Руководили ориентацией на удовлетворение потребностей людей: достойная заработная плата.
4. Производительность труда будет более эффективной, если эконо-мические стимулы будут подкреплены социально-психологическими. Демократический стиль управления.

Создаются новые средства повышения эффективности труда: группо-вое просвещение служащих, сопричастное управление, групповые реше-ния.
Разработка проблем мотивации поведения
Абрахан Маслоу на ее основе разработал иерархическую теорию по-требности. Они бывают основные и производные. Основные: пища, оде-жда, жилье. Производные: порядок, справедливость.
Все потребности от низших филологических (вербальная связь) до высших (научные философские знания).
Потребности каждого уровня становятся актуальными после удовле-творения предыдущих уровней.
Харнберг. Разработал теорию мотиваций. Означает, что только внут-ренние факторы (содержание работы) повышает удовлетворительность. Внешние факторы (заработная плата, стиль управления) малозначимы, не оказывают на произодственность труда.

III этап. Развитие социологии идет в направлении социального эволю-ционизма. Сформировалась теория индуствиального общества, на осно-вании противопоставления традиции и современного общества.
Теория индустриального общества Авторы Раймонд Аалоу, Уолт Рос-тоу. ТИО описывала поступательное развитие общества как переход от аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сослов-ной иерархией к промышленному индустриальному обществу.
Для него характерны:
1. Развитие систематического разделения труда в обществе при силь-ной его специализации в конкретных сферах производства.
2. Формирование общества массового потребления.
3. Механизация производства и управления.
4. НТР.
С точки зрения этой теории основная черта индустрии обуславливает поведение во всех сферах жизни, а телько в сферах организации управле-ния производства. С точки зрения Марскса: в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Создание материальных благ в условии частного присваивания орудий труда приводит к расколу общества на классы. Некомунистические манифестанты провозглашали эволюционный путь борьбы, отрицали революцию. Эволюционная теория выгоднее сегодня чем коммунистическая.

Теория постиндустриального общества появилась в 70-е годы. (Дани-ель Белл, Бжезинский, Тоффлер).
Основные стадии общества:
1. Аграрная стадия.
Преобладание первичных сфер экономической деятельности, т.е. с/х. Цель - власть. Господство священников и феодалов.
2. Индустриальная стадия.
Развитие промышленности. Цель - деньги. Бизнесмен.
3. Постиндустриальная (технотронная или сверхиндуствиальная).
Индивидуальное производство. Цель - знания - это главный престиж-ный фактор. Ученые, менеджеры, консультанты.

В настоящее время:
1. Неопозитивизм.
2. Неомарксизм.
3. Понимающая социология.
4. Проблемы глобализации

 


 

 


Hosted by uCoz