Лекция 14
Предмет социалогической
науки. Его функции и уровни.
1. Предмет и объект социальной науки. Функции. Уровни соц. знания.
Общество как
специфический объект действительности - объект познания социологии.
Социология - socio - общество, logos - учение.
В качестве специального термина введена фр. Социологом Огюстом Контом
во II половине XIX века. Объект исследования - общество, вся совокупность
свойств - связи между людьми социальные.
Разграничивать можно по предмету исследования, в каждой есть раз-дел
по изучению общества: философия, культурология, этнография и т.д.
Предмет социологии - связи и отражения топологизированных поли-тических
социальных систем (личностных, социальных групп, общности, клоссов,
народов, племен) на уровне их функционирования.
Социология - это наука о закономерностях функционирования соци-альных
систем. Она изучает социальную деятельность людей и типологи-зирование
личностей, групп и общества в целом.
Объект и предмет социологии связан с понятием "социальное".
Подход был различен:
Маркс: Социальное - поведение индивидов в рамках конкретных групп
(семья, класс, народ). Общественное - речь шла об обществе и взаимодействии
со стороны общества: политической, идеологической, социальной, культурной.
В СССР - в системе общественных и гуманитарных наук доминирует "общественный",
отсюда "политэкономика", "история КПСС".
Западная социология - понятие "общественный" в науке не
использу-ется "Социальное" применяли в обоих значениях,
в эмпирическом (взя-тых из опытов) смысле этого слова. Акцент делали
на разработку частных проблем социологии.
Применяли термин "социетальный" - характеристика общества
в це-лом и отдельных его сторон (экономика, социология, политология).
В нынешнее врмя "социальный" тождественнен понятию "обществен-ный".
Базовой катерией социологии является социальная общность. Это группа,
класс, слой, нация, коллектив, семья и др. через которые реали-зуются
социальные роли индивидов, их статус, все что можно ограни-чить, понятие
социальное действие и социальный процесс.
Функции социологии.
1. Теоретико-познавательная (гноссиологическая). Связано с полу-чением
научного знания в обществе, в отдельности и в целом.
2. Организационно-управленческая (праксиологическая). Выработ-ка рекомендаций,
использование в управленческой деятельности для решения практичеких
задач на различных социальных уровнях.
3. Прогностическая. Отражает возможные перспективы, будущих ре-зультатов
в развитии социальных процессов.
4. Идеологическая. Отражение различных социальных интересов, классов,
групп населения.
5. Аксиологическая (философская). Связана с оценкой социального общества,
и отношения в этом обществе.
Социология отличается
по функциям и предмету от философии и дру-гих наук.
Задача социологии.
- получение объективныхконкретных знаний о социальных процес-сах.
- Предвидение последствий.
- Характеристика типологии социальных групп.
Предметом - социальные
явления, многократноповторяющиеся на раз-личных уровнях социального
развития общества.
Социология рассматривается
на уровнях:
1. Общество в целостном виде (как систему).
2. Социальный институт. Организационная форма определеных групп людей
(государство, церковь, наука, семья, класс и др.)
3. Социальная группа. Услойчивое объединение людей в процессе со-вместной
деятельности (подготовка кадров).
4. Типологизированная личность - личность рабочего, крестьянина, студента
и т.д. в общественных его характеристиках.
Соответственно
различным уровням функционирования существуют уровни:
1. Макроуровень - социальные системы и происходящие социальные процессы
в больших системах.
- образование
- физкультура и спорт.
- экономика
2. Микроуровень - исследует небольши группы и происходящие вних социальные
процессы локального уровня.
Социологические
знания подразделяются и по другим критериям.
1. Теоретическая социология. Это объяняющая социальную реаль-ность
на уровне общих и специфических закономерностях его функционирования.
2. Эмпирическая социология - направлена на получение конкретной инормации
в какой либо общности людей.
Четкой линии между теоретической и эмпирической социологией нет. Чаще
они дополняют друг друга.
Уровни социологического
знания.
1. Широкие социологические терии.
2. Теории среднего уровня.
3. Теории эмпирического уровня.
Ѓ ШСТ используются
как мостик между теоретической и эмпириче-ской социологией.
1) Специфические теории, связанныес социальной структурой обще-ства.
2) Теории изучающие деятельность социальных институтов (социаль-ные
управления, образование, семьи).
3) Социальные теории, включающие основные виды человеческой деятельности
(социология труда, досуга, быта).
4) Теории на стыке социологии и других общественных наук, права, экономическая
социология, социология политики, медицины.
5) Социологические теории, изучающие отношения (аномалии) пове-дения
людей: алкоголизм, наркомания, проституция.
Выделяют фундаментальные
и прикладные уровни.
Социология - одна из фундаментальных наук об обществе, закономер-ностях
функционирования и развития общества. Изучает связи в общест-ве. Ее
выводы подвергаются оценке на практике.
Этапы становления
социологической мысли.
Возникновение социологии как науки - 30-е гг. XIX века.
I этап - с появлением первых социальных теорий. Период зарождения
социологии как науки. Создатели О.Конт, Герберт, Спенсер, Макс Вебер,
Эмиль Дюрькгейм, Карл Маркс.
II этап - с 20-40 годы ХХ века. Между двумя мировыми войнами. Раз-витие
эмпирической социологии, внедрение методов социологического исследования
в сферу производства и политическую практику. Гюстав Лебон, Фердинанд
Теннис, Чарльз Кули, Эйон Мейон.
III этап - с 40 гг. после Второй мировой войны до современных дней.
Усиление теоретической социологии и стремление к преодолению разры-ва
между теоретической и эмпирической социологией.
Первый этап.
Идейно теретические предпосылки уходят в утопиче-ский социализм. Ш.
Фурье, Апри Сен-Симон, Р. Оуэн. Стремились свя-зать свои теории с
практическим обоснованием общества.
Анри Сен-Симон. Наука о человеке была годательной, и нужно было возвести
ее в степень основанного на наблюдении.
Огюст Конт. Служил у сСент-Симона. Ему принадлежало авторство теории
"социология". "Наука об обществе должа оперироваться
на эмпи-рические факты, как и естественные науки. Основные методы
- наблюде-ние, опыт, эксперимент. Он основал напрвление позитивизм
- одно из направений социологического знания.
Герберт Спенсер. (1820-1903). Автор социологии - биологического те-чения
социологии. Теория основана на принципах Дарвина: понимание общества
как живого организма, копирование биологических законов; социальная
эволюция - борьба за существование в биологической среде. Он использовал
понятие взимодействия в биологии в анализе социальных явлений. Это
привело к развитию натурализма.
Маркс Вебер. (1864 - 1920). Групный немецкий социолог, в основе его
теории стоит понятие "идеальный тип" - необъективная реальность,
а теоретическая конструкция. Учение Вебера о идеальных типах легло
в основу "понимающей социологии". Город - человеческая конструкция.
Люди наполняют эту конструкцию идеальным содержанием. И от этого планирования
(человеческого будущего) зависит бедущее.
Эмиль Дюркькгейм. Предпринималась попытка понимания общества как социальной
реальности, складывающейся из совокупности реальных фактов. Реальность
- первична, а подчиненные ей виды - вторичны. Соци-альные факты: материальны,
строго наблюдаемы, между социальными фактами устанавливаются отношения
причинности. Основал социоло-гизм.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Маркс - основоположник экономиче-ского
направления социологии
1) Признаки законодательности общественного развития. Признание действия
в обществе устойчивых событий, явлений в жизни.
2) Принципы детерминизма, существование наследственных связей. Учение
о производственных силах (экономических).
3) Постулат прогрессивного развития общества. Принцип прогресса -
движение вперед. Смена социальных революций.
II этап. После
Второй мировой войны.
Фердинанд Тённис. Сопоставил два типа общественных связей: 1) об-щинные
(характеризуют дешевную близость людей, личные пережива-ния); 2) общественные
(связаны с обменом, торговлей, урбанизацией). Использовал два термина:
община и ощество. Это использовал для раз-граничения между традиционным
и современным обществом. Первое по-нятие применялось в крестьянской
общине, второе для индустриального общества.
Различия. Первое понятие предполагает, что люди живут в соостветст-вии
с мирскими ценностями, в соответствии с общинным принципом. Второе
основано на стремолении людей к личной выгоде. В первом гос-подствовали
религиозные ценности, обычаи, во втором формальные за-коны, светские
ценности. В основе первого лежит семья, община, второго - крупные
корпорации.
Гюстав Лебон. Разделял теорию толпы. Толпа - группа людей, вооду-шевленными
общими чуствами и готовые идти за своим лидером. 2 вида толпы: 1)
однородная: классы, секты, касты; 2) разнородная: парламент-ское собрание,
уличная толпа.
Толпа - разрушительная сила и человек теряет свою индивидуаль-ность,
заряжается общим настроением, утрачивает чувство реальности, призыв
лидера - единственное чему подчиняется этот человек.
Фредерик Тейлор (американский социолог) создал систему НОТ (на-учная
система организации труда). Явление рестракционизм - это ограни-чение
социальное, рабочим выработки через крупповое блокирование норм формальных
с помощью норм неформальных. Цель: воспрепятство-вать повышению норм
выработки с целью понижения расценок.
Если в 19 в.
веке центром социологии является Западная Европа, то с 20-х гг. ХХ
века и после Второй мировой войны США прочно удерживает позицию лидера
в мировой социологии.
Выделяют конкретные эмпирические исследования:
Хоторнские эксперименты социологического исследования. Элтон Мейо.
Главной задачей было изыскание дополнительных факторов по-вышения
эффективности производства. Ученые разбили испытуемых на две группы:
экспериментальную и конкретную. Изманили условия рабо-ты в экспериментальной
группе: освещение рабочих мест, температуру, число перерывов и т.д.,
а также повысили социально-психологические условия, открыто явление
неформальной организации труда коллектива.
Сформировалась доктрина человеческих отношений. В ее основе ле-жат
принципы:
1. Человек - социальное существо и включен в групповое поведение.
2. С природой человек не совместим. Жесткая иерархия и бюрократи-ческая
организация подчиненности.
3. Руководили ориентацией на удовлетворение потребностей людей: достойная
заработная плата.
4. Производительность труда будет более эффективной, если эконо-мические
стимулы будут подкреплены социально-психологическими. Демократический
стиль управления.
Создаются новые
средства повышения эффективности труда: группо-вое просвещение служащих,
сопричастное управление, групповые реше-ния.
Разработка проблем мотивации поведения
Абрахан Маслоу на ее основе разработал иерархическую теорию по-требности.
Они бывают основные и производные. Основные: пища, оде-жда, жилье.
Производные: порядок, справедливость.
Все потребности от низших филологических (вербальная связь) до высших
(научные философские знания).
Потребности каждого уровня становятся актуальными после удовле-творения
предыдущих уровней.
Харнберг. Разработал теорию мотиваций. Означает, что только внут-ренние
факторы (содержание работы) повышает удовлетворительность. Внешние
факторы (заработная плата, стиль управления) малозначимы, не оказывают
на произодственность труда.
III этап. Развитие
социологии идет в направлении социального эволю-ционизма. Сформировалась
теория индуствиального общества, на осно-вании противопоставления
традиции и современного общества.
Теория индустриального общества Авторы Раймонд Аалоу, Уолт Рос-тоу.
ТИО описывала поступательное развитие общества как переход от аграрного
традиционного общества с натуральным хозяйством и сослов-ной иерархией
к промышленному индустриальному обществу.
Для него характерны:
1. Развитие систематического разделения труда в обществе при силь-ной
его специализации в конкретных сферах производства.
2. Формирование общества массового потребления.
3. Механизация производства и управления.
4. НТР.
С точки зрения этой теории основная черта индустрии обуславливает
поведение во всех сферах жизни, а телько в сферах организации управле-ния
производства. С точки зрения Марскса: в основе развития общества лежит
способ производства материальных благ. Создание материальных благ
в условии частного присваивания орудий труда приводит к расколу общества
на классы. Некомунистические манифестанты провозглашали эволюционный
путь борьбы, отрицали революцию. Эволюционная теория выгоднее сегодня
чем коммунистическая.
Теория постиндустриального
общества появилась в 70-е годы. (Дани-ель Белл, Бжезинский, Тоффлер).
Основные стадии общества:
1. Аграрная стадия.
Преобладание первичных сфер экономической деятельности, т.е. с/х.
Цель - власть. Господство священников и феодалов.
2. Индустриальная стадия.
Развитие промышленности. Цель - деньги. Бизнесмен.
3. Постиндустриальная (технотронная или сверхиндуствиальная).
Индивидуальное производство. Цель - знания - это главный престиж-ный
фактор. Ученые, менеджеры, консультанты.
В настоящее время:
1. Неопозитивизм.
2. Неомарксизм.
3. Понимающая социология.
4. Проблемы глобализации
|