Лекция 18
Методика социальных
исследований.
1. Структура и программа социальных исследований.
2. Генеральная и выборочная совместимость. Репрезентативность выборки.
3. Методы сбора социальной информации: анализ доходов. Соци-альный
спрос и их виды.
1.
Респондент - участник социального опроса. В социальном исследова-нии
3 этапа.
1. Подготовительный (разрешение программы исследования)
2. Основной (проведение эмпирических исследований)
3. Завершающий (обработка и анализ данных)
Всякое исследование
начинается с постановки какой-либо проблеммы. Проблемма - это противоречия
между знаниями о потребностях.
Решить проблему - получить знания, помогают решить проблему. За-тем
проблемную ситуацию переводят в формулировку проблемы, что для этого
нужно.
1. Установить наличие данной проблемы, есть ли показатель, характе-ризующий
эту проблему, есть ли факты для формирования пробле-мы.
2. Вычислить наиболее существенные элементы проблемы. Какие со-циальные
группы и личности участвуют в возникновении и реше-нии этой проблемы.
Как стимулировать решение этой проблемы.
3. Вычленить элементы общей проблемы, ситуации, которые не тре-буют
определенных навыков (кафедральный журнал посещения лекций).
4. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты.
5. Анализ уже имеющихся решений таких же проблем.
Проблемы могут
быть описаны с помощью пяти характеристик:
1. Сущность проблемы.
2. Организационное и физические нахождения.
3. Владение проблемой. Открытие и закрытие темы.
4. Абсолютная и относительная величина (объем потребленного рабо-чего
времени, потерянные деньги).
5. Временные рамки. С какого времени она возникла, эта проблема повышается
или понижается.
Программы по
исследованиям проблем.
1. Теоретический раздел (цели, задачи, предмет, объект).
2. Методические (обоснование методов выборки, методтка сбора дан-ных).
3. Организационный (план исследований, распределение времени ис-следования).
Цели и задачи
исследований.
1. Анализ причины.
2. Рекомендации по изменению причин.
Объект и субъект
исследований.
1. Теоретическая интерпретация. Перевод проблемной ситуации в сформировании
проблемы. Проблему разлагают на составляющие, дается им оценка, т.е.
они могут быть исследованы количественны-ми методами. Выработка таких
понятий, которые доступны учету и регистрации. Эти понятия называются
понятиями - индикаторами.
2. Эмпирическая интерпретация. Для подтверждения теоретических данных.
2.
Методический раздел программ - это методика сбора данных, т.е. про-исходит
обоснование выборки. Объект тождественным генеральной сово-купности
(еси объект исследования невелик). Существует выборка или генеральная
совокупность (часть объектов генеральной совокупности в целом). Число
единиц в этой выборочной совокупности - это объем вы-борки.
Репрезентативность - свойство выборочной совокупности воспроизво-дисть
параметры и элементы генеральной совокупности, т.е. насколько эта
выбока достоверна.
1. В прогамме должна быть указан объект исследований.
2. Является исследование выборочным.
3. Если это выборочное, то явяление репрезентативное.
3.
Наиболее экономичным является метод анализа документов; эта ин-формация
объективна, но не все документы являются 100%-достоверными. Нужет
еще опрос, наблюдение. Цели документов не все-гда совпадают с целью
преследуемой социологами. Большинство данных документов не говорит
о сознании. С помощью документов можно по-учить данные о прошедших
являениях.
Метод сбора эмпирических данных, которое заключается в целосном восприятии
социальных факторов.
Типы наблюдений.
1. Включенное и невключенное.
2. Открытое и зкрытое.
3. Полевое и лабораторное.
Включенное наблюдение не всегда может быть достоверным, т.к. мо-жет
быть опастность объективности оценки, измененная реакция наблю-даемых.
Задача наблюдения усложняется тем, что ситуация наблюдается изменением
со временем, требует больших затрат времени, можно изу-чить лишь узкий
круг людей, сам факт наблюдения вызывает изменение поведения работников.
Опрос (наиболее распространенный метод).
Устное/письменное обращнеи к респонденту. Письменный опрос - ан-кета.
Устный опрос - интервью. Используетсяв качестве контроля дан-ных,
полученных другими методами. При письменном опросе - стандар-тизированные
вопросы. Можно опросить больше людей, более большой объем данных,
но трудно пронаализировать, собрать анкеты, достигнуть условно-полный
ответ, респондент не всегда вопрос может понять.
Интервью - личный контакт, выяснение понятных вопросов, молое ко-личество
опрошенных, много теряется времени.
Заключительный этап - интерпретация, анализ, рекомендации.
|