Лекция 7
Институты государственной
власти.
1. Парламент - высший законодательный и представительный ор-ган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.
1.
Государство располагает разветвленой системой органов власти, клю-чевую
роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство)
и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют
реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены
друг другу. Среди институтов власти важ-ное место занимает парламент
- высший законодательный и представи-тельный орган. Представительный
- в нем заседают избараемые или час-тично назначаемые представители
народа - депутаты. Депутат - это чело-век, представляющий народ, от
имени народа принимает государственное решение.
Законодательный - его задача принимать закон.
Парламент - слово впервые появилось в Англии. История представи-тельных
органов уходит в глубь веков. Они существовали в Древней Гре-ции,
Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое изби-рало
и изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы.
Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в бук-вальном
смысле слова органом народного представительства. Первый парламент
представляел высшие сословия.
Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной
революции, введение всеобщего избирательного права.
Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания,
Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия;
кнесет - Израиль, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание
- Беларусь.
Парламенты бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитар-ных
странах - Дания, Швеция, Греция. 2-х палатная - в федеративных и более
крупных государствах (Германия, Россия, Беларусь). Парламент Великобритании
состоит из нижней палаты (палата общин) и верхней па-латы (палата
лордов). Во Франции - из национального собрания (нижняя палата), сенат
(верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата представителей).
В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ - нижняя
- палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Наличие палат имеют положительные и отрицательные черты:
Положительные:
1. Увеличивается народное представительство.
2. Позволяет представляеть народ - регионы, области, местную власть.
3. Позволяет учитывать ее влияние.
4. Способствовать разделению властей.
Отрицательные:
1. Усложнение бюрократии, принятие законов.
Верхняя и нижние
палаты имеют отличия:
1. Нижняя палата практически всегда выбирается народом, а верхняя
- или выбирает народ (Польша, США); назначается главой государст-ва
(Канада), частично избирается или назначается (Беласусь), на-следование
(Великобритания - 1360 лордов).
2. Верхняя палата имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя
палата - 6 лет, нижняя палата - 2 года. Франция - верхняя палата -
6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4 года.
3. В верхнюю палату выбираются более опытные (сталые люди), а в нижнюю
- с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года.
4. Верхняя палата по количеству меньше нижней.
Верхняя палата
избирается по 8 членов из областей; 8 -из Минска, и 8 назначаются
президентом. Членом верхней палаты может быть человек, который проживает
на данной территории последние 5 лет. Обе палаты в РБ выбираются на
4 года.
Парламент - это проффесиональный постояннодействующий орган. Она работает
круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год.
В Западных странах члены парламента не может быть госслужащие, представители
духовенства, силовых структур, т.к. они должны выпол-нять законы принятые
парламентом.
Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутат-ская
неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен не-прикосновенности
без согласия парламента, кроме измены, тяжелого пре-ступления, задержаны
на месте. Уголовные дела рассматривает верхов-ный суд.
Депутаты парламента имеют полномочия:
1. Право законодательной инициативы.
2. Право голоса при принятии закона или решения.
3. Право запроса в устной форме или письменном виде.
4. Имеют право избирать руководящие органы парламента.
В больших странах
члены парламента имеют право создавать партии, парламентские блокт.
Руководит парламентом - председатель спикер).
Полномочия парламента зависят от формы правления. В президент-ской
республике, монархии - роль парламента меньше. В парламентских - большая.
В парламентской республике, парлаент формируеет внешнюю и внутреннюю
политику, выбирает президента.
Основные полномочия
парламента РБ:
1. Рассматривают проекты законов.
2. Выборы президента.
3. Назначение премьер-министра.
4. Заслушивает премьер-министра.
5. Назначение членов суда.
Принимаемые законы
рассматриваются нижней, а затем верхней пала-той. Все законопроекты
проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за осно-ву; 2) дополнения;
3) согласование и уточнение; 4) устранение шерохова-тостей.
Закон принятый парламентом поступает президенту на подпись. Пре-зидент
может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно,
если за него проголосовало 75% депутатов. Если в тече-ние 10 дней
президент не вернул законопроект, он все равно утвержден.
Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распу-щен,
если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра.
Параламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона.
Не допускается роспуск парламента:
- в течение одного года работы;
- в последние 6 месяцев работы президента;
- при отсрочке президента от власти (импичмент);
- в условиях чрезвычайного военного положения.
2.
Среди органов большую роль играет правительство. Оно является цен-тральным
институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать
без правительства.
Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят
министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции.
В большинстве стран правительство называют кабинетом ми-нистров, или
советом министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва
- премьер-министр (председатель совета министров). В Австрии и Германии
- канцлер. В РБ - премьер-министр (Г. Новицкий).
Правительсво формируется по-разному. В парламентских республиках оно
формируется парламентом, в президентских - президентом. Но в за-падных
странах при обеих формах правления - правительсво формируется из членов,
которые победили на выборах или набрало большинство. В Беларуси -
только 5 членов правительсва формируются с согласия членов парламента,
а остальные называются президентом.
В паралментской республике правительство ответственно перед пар-ламентом,
в президентской - перед резидентом.
В РБ подочетно президенту, ответственно перед парламентом.
Правительство в своей структуре включает министерство, государст-венный
комитет, общереспубликанские учреждения.
В США входит в состав правительства 12 департаментов.
В РБ в состав входит 24 министерства, 12 государтсвенных комитета,
9 общереспубликанских объединения. Всего в органах государственного
управления занято 110000 человек.
Функции правительсва:
1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубли-канскими
и внешними делами.
2. Координирует и согласовывает деятельность министерства.
3. Разрабатывает проект бюджета и после исполняет.
4. Через министерство руководит экономикой, образованием.
5. Обладает законодательной инициативой.
6. Представляет страну на международной арене.
Подобные полномочия
выполняет и правительсво РБ, но еще:
1. Разрабатывает направления внешеней и внутренней политики.
2. Издает постановления.
Руководит правительсвом
- премье-министр, проводит заседания, под-писывает решения правительсва,
информирует президента о своей дея-тельности.
Правительственная деятельность опирается на бюрократический аппа-рат.
В соответствии со ст. №106 РБ првительство может быть отправлено в
отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент
его отстранит в отставку.
3.
Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава
правительства. Это определено тем, что самое демократическое государ-ство
нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий го-сударство,
является символом - глава государства. Это может быть:
1. Племенной вождь (Западная Самоа).
2. Наследный принц (Бельгия, Нидерланды).
3. Назначенный монарх (Саудовская Аравия).
4. Имперал-губернатор (Австрия).
5. Глава хунты (Чили, Парагвай).
6. Президент.
В СССР - был
председатель президиума.
В РБ - главой был председатель верховного совета.
В 102 странах - глава государтсва - президент.
Если монарх по наследству пожизненно, то президенты избираются на
срок и народом. Президент Заира и Малавиии - пожизненный глава госу-дарства.
В современном понимании первый президент - Дж. Вашингтон. В Ри-ме
- были цезарь - Юлий и др. Президент ключевая фигура между законо-дательной
и исполнительной властью. Он связывает, соединяет законода-тельную,
исполнительную и судебную власти - зависит от формы правле-ния.
Формы правления:
президентская, парламентская, смешанная.
При президентской и смешанной форме получаются полномочия в ре-зультате
выборов. Во Франции, России - президент выбирается народом. В США
- голосуют 500 ывборщиков, которые избирались народом.
При параламентской - президент избирается парламентом (Латвия, Греция,
Израиль, Чехия). В ФРГ - выбирается собрание уполномоченных земель
и параламент. В Швейцарии - федеральный совет.
В большинстве стан президент избирается на 5 лет (Россия, Франция,
РБ). В США и Латинской Америке - 4 года. В Швейцарии - 1 год. Не мо-жет
быть больше двух сроков подряд.
Ограничения:
1. Возраст.
В РБ:
- президент не моложе 35 лет
- нет судимостей
- проживает в РБ более 5 лет
- гражданин РБ
Полномочия президента.
В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает
возможностью воздействия на законодательный процесс, ре-альной исполнительной
властью, силами правопорядка, является главно-командующим.
В США - президент - глава государства и правительства. Формируется
парламентом и может распустить его.
Здесь существует жесткое разделение властей. Парламент не может распустить
правительство, а президент разогнать парламент.
В смешанных государтсвах - двойная ответственность правительства.
Конгрисингатура - дикреты приобретают силу, если их подписывает глава
правительства.
В параламентских республиках: президент - символ государства, под-писывает
законы парламента, всей деятельностью руководит премьер-министр.
В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно
перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокоман-дующий, гарант
конституции, олицетворяет единство народа, представля-ет республику
на мировой арене.
Он не только глава государства и руководит и формирует правитель-ство.
Может назаначать и смещать губернаторов, судей. Может объявля-еть
о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если пар-ламент
вынесет квотум недоверия президенту,если параламент не утвер-ждает
премьер-министра дважды.
Президент имеет свою администрацию. Главная задача администрации -
обеспечивать взаимодействия президента с органами власти.
В случае смещения президента, исполнителняет обязанности премьер-министр
(или вице-президент).
4.
Законодаетльные органы издаеют законы, исполнительные - предо-пределяют
в жизнь, суд - наказыет за нарушение законов и их несоблю-дение.
Судебная власть - система независимых государствееных ораганов, судов,
признанных от имени государства осуществлять правосудие. Су-дебная
власть осуществляется только судом. Судебная власть основыва-ется
на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов -
закон обязательного выполнения.
Судебная власть осущестляется системой судов: конституционный, верховный,
высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды.
Существенное место занимает прокуратура.
Прокуратура:
- Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных
организаций.
- Надзор за исполнением по гражданско-административными нару-шениеми,
поддерживает испонительные суда.
Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)
Функции суда:
1. Наказания - за нарушение государственных предназначений.
2. Разрешение споров между государством и гражданином.
3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием.
4. Восстановление и реабилитация правосудия.
В демократических
государствах:
1. Независимость суда.
2. Выборы суда (США - пожизненен).
3. Коллегиальное рассмотрение больших дел.
4. Право на обжалование решений.
5. Гласность.
6. Состязаетльство судей (прокурор и судья упражняются в красноре-чии).
7. Равенство субъектов перед законом.
8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения.
Класификая судов:
1. Суды универсальные
- военные.
- Дисциплинарные.
Состема суда строится по принципу территориальной. Суд подчинен закону
и никому больше.
Контроль за конституцией. Осуществляется конституционным судом РБ.
6 судей и председатель конституционногго суда - назначается прези-дентом.
6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет, предельный воз-раст
- 70 лет.
Конституционный суд дает заключение о соответствии законов, декре-тов
и др. конституции. Это главный орбитр в правомощности, легитивно-сти.
Конституционный суд - гарантирует свободу, право собственности, международные
права. Граждане РБ, и проживающие за пределами, неза-висимо от проживания
может купить жилье в республике.
|